Иран и Китай - стратегические союзники


Китай умело использовал в своих целях санкции США против Ирана для установления конкурентного экономического порядка с Западом.

Китай собирается инвестировать в иранский энергетический сектор (нефть, газ и нефтехимическое производство) $280 млрд.


На самом деле нынешнее соглашение не является чем-то совершенно новым, а представляет собой "дорожную карту" по реализации всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Ираном, заключенного еще в 2016 году, когда инвестиции в нефтегазовую отрасль стали частью согласованных китайских вложений в размере $400 млрд.
Иранский министр в феврале этого года заявил, что «Китай является самой важной страной для Ирана и его внешней политики». Это легко объяснить тем фактом, что Китай является для страны крупнейшим внешнеторговым партнером, занимая 31 процент в экспорте и 37 процентов в импорте продукции.


В обновленном соглашении повторяются многие пункты предыдущих соглашений между Китаем и Ираном. Хотя ряд ключевых особенностей этого соглашения не будут преданы огласке, известно, что оно представляет собой существенный сдвиг на мировом нефтегазовом рынке.Условия соглашения предусматривают несколько пунктов, которые должны минимизировать негативные последствия для китайских компаний нарушения американских санкций против Ирана. Так, за нефть будут платить не в долларах, а в юанях или «мягких валютах», полученных от ведения бизнеса в Африке или в странах бывшего Советского Союза. Китай сможет покупать нефть, газ и продукты нефтехимии с гарантированной скидкой минимум в 12%, причем будет иметь право на отсрочку платежей на срок до двух лет. Также у Китая будет право преимущественного выкупа в новых или возобновленных нефтегазовых и нефтехимических проектах в Иране. Китайские компании смогут разместить в Иране около 5 тыс. сотрудников служб безопасности для защиты своих инвестиций, а также дополнительных сотрудников для обеспечения безопасности линий поставок нефти, в том числе в Персидском заливе.
Китай также намерен подключить Иран к реализации своей инициативы «Один пояс и один путь» по строительству торговых путей через Центральную Азию. Он уже вложил значительные средства в Пакистан и в других соседей Ирана.
Источник Petroleum Economist отмечает, что в 25-летней сделке с Китаем Тегеран преследует три цели. Первая — Китай является наравне с Россией членом Совета Безопасности ООН. «Для того, чтобы не дать санкциям выйти на уровень ООН, у Ирана сейчас есть два союзника — члена Совбеза из пяти. Третьим может стать Франция, куда на саммит G7 в августе нанес неожиданный визит министр иностранных дел страны», — сказал источник.Таким образом мы видим, что Иран становится своеобразным фокусом консолидации большинства незападных формаций (исламской, конфуцианской, японской и православной) против Запада.


Договоренности были достигнуты в ходе состоявшегося в конце августа визита министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в Пекин.
Китай также инвестирует дополнительные $120 млрд в модернизацию иранской транспортной инфраструктуры.

Иран и Китай считали друг друга стратегическими союзниками на протяжении десятилетий, причем оба противились мировому порядку, возглавляемому США. Аналитики говорят, что Пекин реагирует не только на возможность, предоставленную попытками Вашингтона изолировать Иран, но и на нападение Трампа на экспортную торговлю Китая.
Стоит отметить, что после посещения Пекина Джавад Зариф также встретился с Синдзо Абэ, премьер-министром Японии и Махатиром Мухаммедом, премьер-министром Малайзии.


Таким образом мы видим, что Иран становится своеобразным фокусом консолидации большинства незападных формаций (исламской, конфуцианской, японской и православной) против Запада.

Комментарии