Точечная ликвидация врага и ее цена



Ихье Айяш заслуживал смерти. Айяш - «инженер» ХАМАСа, убитый в январе 1996 года - усовершенствовал пояса террористов-смертников ХАМАСа, сделав их еще более смертоносными. Многие израильтяне с энтузиазмом восприняли сообщение о его убийстве. Премьер-министр Израиля Шимон Перес, утвердивший план устранения Айяша с помощью заминированного мобильного телефона, впервые в жизни удостоился ореола жесткого лидера, которого израильтяне жаждут видеть во главе государства.

Чем это кончилось, известно. В ответ на убийство Айяша ХАМАС за восемь дней устроил четыре взрыва смертников, в результате которых погибли 59 израильтян. Общественное мнение в потрясенной и охваченной страхом стране диаметрально переменилось, Перес из доблестного героя превратился в бессильного неудачника, что проложило путь к головокружительной победе Биньямина Нетаниягу на выборах в мае 1996 года. Израиль раз и навсегда изменился.

15 августа 2001 года залпом израильских ракет был ликвидирован лидер "Народного фронта освобождения Палестины" (НФОП) Абу Али Мустафа, ответственный за серию терактов с использованием заминированных автомобилей. НФОП пообещал отомстить израильскому «высшему политическому эшелону» и в течение двух месяцев привел в исполнение свою угрозу, убив министра Рехавама Зеэви. Это убийство радикализировало общественное мнение Израиля и превратило Зеэви, подвергавшегося остракизму за крайне правые взгляды и поддержку идеи «трансфера» палестинцев, в национального героя. На его похороны пришли тысячи людей.

Тем не менее, в коллективной памяти Израиля связь между причиной и следствием отсутствует. В самом ли деле точечные ликвидации сокращали число терактов? Так было после убийства шейха Ахмеда Ясина в 2004 году.

Однако историческая память Америки заметно отличается от израильской. Сам термин «точечная ликвидация» вызывает в памяти серию тайных убийств, совершенных ЦРУ с 1950-х по 1970-е годы и впоследствии признанных незаконными. Многие американцы понимают, что некоторые из правых, подзадоривающих сегодня Трампа, это те же самые люди, что в 2003 году подтолкнули Джорджа Буша к вторжению в Ирак, результатом чего стала одна из самых малопродуманных и неудачно проведенных войн в истории США.

В отличие от израильских поклонников Трампа, большинство американцев не видят разницы между его отчаянным решением утвердить убийство Сулеймани и его беспорядочными и импульсивными действиями на всех других фронтах -  как в международных, так и внутренних делах. Угроза Трампа уничтожить 52 иранских объекта, в том числе объекты мирового культурного наследия - это не только заявление о готовности совершить военные преступления, что недостойно  президента США, но и свидетельство безумия Трампа, которое может разжечь пожар на Ближнем Востоке и нанести сильный удар по Израилю.

Нетаниягу - один из немногих мировых лидеров, которые публично поддержали операцию США, и, несмотря на искушение набрать очки в ходе избирательной кампании, он воздержался - по крайней мере, пока - от требования признать, что сам приложил к этому руку. Нетаниягу не стал повторять свое заявление двухмесячной давности, что «ни один человек не оказал и не оказывает на президента США большее влияние, чем я, в том, что касается жесткой позиции в отношении Ирана, и все это знают».

Нетаниягу, очевидно, пытается лишить Тегеран каких-либо возможных оправданий для ответных действий против Израиля. Но он также знает, что никто не забыл, как выступая в конгрессе в 2002 году, он горячо поддержал вторжение в Ирак. Нетаниягу несомненно рад эскалации напряженности в отношениях между США и Тегераном, но, в отличие от большинства своих сограждан, он помнит, что точечная ликвидация, столь восхваляемая сегодня, завтра может вызвать широкое осуждение, как глупость и национальная катастрофа.
Хеми Шалев, «ХаАрец»
Перевод "Детали"

Комментарии